ЧЕРНОРЕЧЕНЦЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЧЕРНОРЕЧЕНЦЫ » Религия » Адаты


Адаты

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Адаты
Гражданское право

Чеченские адаты были собраны и выпущены в сборнике "Адаты кавказских горцев" в 1882 г. Материалы, легшие в основу сборника, были извлечены из горских словесных судов и записаны сразу после завоевания Чечни. К моменту их издания они были дополнены советом старшин отдельных районов края. Все адаты были разделены на наибства, соответствующие делению Чечни после завоевания Россией - Ичкерия (Ножай-Юртовский и Веденский р-ны), Надтеречье, Качкалык, Аух (чеченцы-аккинцы), Карабулаки и т.д. Многие адаты идентичны для всех областей Чечни, а потому, чтобы не обременять читателя повторами, здесь представлены, главным образом, адаты Ичкерии. Эти адаты более жестки, не испытали влияния российской власти и главное - влияния княжеских адатов Надтеречья. Вполне можно полагать, что именно они являются наиболее древними законами чеченского общества.


1. КАЛЫМ

Калым и подарок жениха составляют неприкосновенную собственность замужней женщины. Без ее согласия муж не имеет права им распоряжаться.

а) Калым составляет 100-120 руб. серебром (20-24 коровы) за девственницу; за вдову или разведенную - в 2 раза меньше;

б) если женитьба произошла без согласия родителей невесты - штраф: 100 руб. серебром (20 коров) и конь со всем убором.

2. СУПРУЖЕСКАЯ НЕВЕРНОСТЬ И ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ

а) За прелюбодеяние с чужой женой виновник должен заплатить мужу, если он его не убивает на месте, штраф в размере 80 голов рогатого скота; если же муж убивает виновника, то обязан заплатить его родственникам штраф, как за убийство;

б) за прелюбодеяние с замужней женщиной или засватанной девушкой виновник выплачивает штраф: 80 голов крупного рогатого скота при условии, что на штраф согласны родственники женского пола потерпевшей стороны;

в) если родственницы девушки не согласны, то виновник, если женат, посылает в их распоряжение свою жену, а если не женат - сестру или мать;

г) за прелюбодеяние с незасватанной девушкой уличенный обязан заплатить ее родителям штраф в 18 голов крупного рогатого скота.

В Веденском и Ножай-Юртовском районах Чечни, а также у акинцев виновный в прелюбодеянии с замужней женщиной преследовался как за убийство. Женщине же отрезались нос и губы. Однако муж обязан был уплатить ее родственникам штраф за нанесенное увечье.

3. БЛУД

а) За блуд мужчина обязан жениться на женщине, с которой у него была связь;

б) еще до заключения брака, если мужчина согласен на него, он обязан дать ее ближайшим родственникам выкуп, положенный женщине при разводе - гебенгак;

в) если мужчина не захотел жениться, то гебенгак остается в распоряжение женщины;

г) если у них есть общий ребенок, то он отдается на попечение отца;

д) кроме того, мужчина дает родственникам женщины трехлетнего быка.

4. ОСКОРБЛЕНИЕ

За оскорбление словесное, с поношением чести, потерпевшая сторона имеет право ответить тем же.

5. БЕСЧЕСТИЕ

Ичкерия:

а) за бесчестие, нанесенное девушке или вдове вне дома, т. е. обнять, поцеловать, дотронуться, даже случайно, снять платок, виновный обязан: в присутствии почетных людей принести свои извинения ее родственникам и заплатить им удовлетворение, дав трехлетнего быка, одного-двух баранов и кусок холста или ситца;

б) за бесчестие девушке или вдове, нанесенное в доме, также приносятся извинения и дается удовлетворение в виде двух быков, двух баранов и двух кусков ситца или холста;

в) если кто, преследуя спасающегося, вбежит в чужой двор, то обязан в присутствии почетных людей принести свои извинения хозяевам двора;

г) за отрезание хвоста у чужой лошади виновный платит истцу 25 руб. серебром (5 коров), приносит извинения в присутствии почетных людей, причем, приводит с собой быка в подарок потерпевшему;

д) за убийство чужой собаки во дворе хозяина или у его ворот виновник отвечал как за убийство человека. Если убийство собаки случилось вдали от ее двора, виновник платит ее хозяину: за овчарку - трехлетнего быка, барана и кусок холста; за дворовую - одного барана и кусок холста.

е) снятие или сбивание шапки с чужой головы решается, как при убийстве;

ж) поругание предков, или одного из них, решается, как при убийстве.

6. УМЫКАНИЕ

а) если девушка или вдова увезена без согласия ее родных и она не согласна выйти замуж за похитителя, виновный обязан вернуть ее. Ее родным делается честь - платится 20 руб. серебром, один баран и ситец. Кроме того, если девушка переночевала хоть одну ночь у похитителя, ее родным платится калым и гебенгак;

б) если девушка или вдова пожелает выйти замуж за похитителя, и ее родные согласны, то она выходит за него замуж, но при этом увезший ее возвращает девушку до свадьбы в дом ее родных, дает родным девушки или вдовы гебенгак, а также 20 руб. серебром, одного барана и ситец;

в) если девушка засватана, то штраф дается не ее родителям, а ее жениху.

7. ДОЛГ

а) Дела о долгах рассматриваются по шариату;

б) если есть расписка, подлинность которой несомненна, то дело рассматривается по адату;

в) если в деле указаны проценты, то шариатский суд их не рассматривает, а считает законной только сумму долга;

г) дела по процентам рассматривает только адат, причем нужны свидетели и письменные обязательства;

д) если должник умер, долг должен быть уплачен за счет имения покойного, до раздела его родственниками;

е) если заимодавец объявился после раздела имения покойного, то долг оплачивают все наследники имения по мужской линии; для этого заимодавец должен предоставить долговую расписку, засвидетельствованную двумя свидетелями и скрепленную кадием.

ВОТАЛЛА

а) В случае неуплаты долга или штрафа под барабанный бой собиралось все общество и забирало у должника соответствующую часть имущества;

б) если человек при этом разорялся, то ему давали пасти общественное стадо, при этом половина приплода оставалась собственностью пастуха.

8. ИМЕНА РОДНЫХ

Сноха не имела права называть свою фамилию, имена мужа, свекра, свекрови, деверя, золовки. В случае нарушения этого запрета она изгонялась из семьи своего мужа.

9. КЛЕВЕТА

Клевета, бездоказательно возведенная на кого-либо, оплачивается виновником потерпевшей стороне в размере платы за убийство, особенно если эта клевета касается чести девушки или женщины.

0

2

Украшения

Украшения, которые носили вайнахские женщины, отличаются своим разнообразием. Чеченки и ингушки из богатых семей в конце ХIХ - начале ХХ вв. носили кольца, серьги, браслеты, цепочки, нагрудные часы, которые привозили из Петербурга и Москвы, не говоря уже о Тифлисе и Баку. Но и вайнахские маcтера не стояли в стороне от изготовления украшений. Центром приобретения их был и Грозный. Но не в меньшей степени это ремесло было развито в Урус-Мартане, Шали, Атагах, Ведено и других населенных пунктах. Специалисты по золоту и серебру были в Ведено в тайпах Тахиевых, в Урус-Мартане - у Абдулаевых, в Атагах – у Нинциевых. В этих тайпах изготовление различного вида украшений (поясов, нагрудных украшений, колец, серег) было развито со времени их далеких предков.

Украшения различались по способу ношения: на шее, на груди, на руках и в ушах. Украшения всех видов носили как незамужние девушки, так и невесты. После замужества количество этих украшений, как правило, уменьшалось, но оставшиеся, в зависимости от возраста, носили до конца своих дней. Некоторые украшения имели торжественное назначение. Каждая вайнахская женщина бережно хранила их, передавая из поколения в поколение.

В конце ХIХ – начале ХХ вв. в быту вайнахов были распространены сочетающиеся с самобытной одеждой украшения, которые отражают большой вкус народа, красоту одежды. Эти украшения использовались и отдельно. Однако нагрудные и поясные украшения не разделялись, носились в комплекте. Они считались основным украшением женского костюма, без которого он и не выглядел должным образом.

Нагрудные вайнахские украшения в прежние годы прикреплялись на груди верхней одежды – чохи или архалука, которые застегивались с верха до пояса серебряными пряжками.

Из украшений, имеющих самостоятельное значение, прежде всего следует отметить камал - широкий серебряный пояс, иногда в золотой или позолоченной оправе. Одевать чоху или архалук только с поясом было нельзя, следовало сочетать с ним нагрудные украшения, которые придавали одежде совершенный вид.

Нагрудные украшения ингуши называют даmо, чеченцы- mуьдаргаш. Буквально – петли. Они представляют собой 16 или, порой меньше, 12 пар позолоченных серебряных застежек, которые укреплены на расстоянии по ширине в 8 или 12 сантиметров по всей длине, от шеи до талии бархатной или суконной ткани, нашиваемой по обе стороны груди чохи. На талии застегивались 4-5 парными пряжками - чаьрпаз. Позднее обычай ношения указанного украшения изменили и перенесли его под чоху на грудь поверх платья. Оно хорошо смотрелось на распахнутом нагрудном вырезе чохи.

В начале ХХ века застежки или их имитации стали делать различной формы, сообразуясь с формой выреза платья, под которое надевали нагрудник. Последнее, чаще всего наблюдалось в Осетии, Чечне и Ингушетии.

Широко использовались вайнахскими женщинами в конце ХIХ начале ХХ вв. разнообразные пояса. Они были признаны вторым главным украшением женского костюма. Различаются – грузинский пояс, на котором в исполненном золотистым цветом орнаменте вставлен драгоценный красный камень. Пояс с позументами. Этот пояс представляет собой позумент шириной в три пальца, к которому подшит в виде второго, нижнего слоя, кусок сукна. На подогнанном по размеру поясе укреплены пять серебряных пряжек с красными и голубыми камнями. Этот пояс называют вайнахским. Еще один вид пояса - в виде цепочки. На его передних пряжках изображена бычья голова, а у застежки - детское лицо. Это ангел (малик), спутник женщины, оберегающий ее. Чеченцы называют этот пояс черкесским.

Большую роль в костюме чеченок, в меньшей степени ингушек, играли украшения из металла, золота и серебра: серьги, кольца, браслеты, бусы, ожерелья из монет и височные подвески.

Серьги – чIуг, иногда вдевали в ухо по две сразу. Большие плоские серьги – хъалкханаш, дополнительно вешали на нитке в ухо. В ряде случаев серьги соединяли тонкой цепочкой, висевшей под подбородком. Браслеты были широкими и массивными с бирюзой и изумрудом, а то и без камня. К нашейным украшениям относятся разного цвета и размера бусы из коралла и стекла, серебряные и золотые цепочки. Вайнахские женщины очень любили серьги, и девочкам прокалывали уши в 4-5 летнем возрасте, давали им носить весьма сложные по конструкции серьги. Девочки из зажиточных семей, носили обычно золотые и серебряные серьги.

Незамужние женщины носили украшения всех видов (на шее, на груди, на талии, на руках, на запястьях и в ушах). После замужества снимали нагрудные украшения – туьйдаргаш, с талии пояс – доьхка и с запястья – браслет - хIоз. Невеста надевала эти украшения, но она имела дополнительную брошку и на руке больше одного кольца. Став женой, женщина снимала эти украшения и бережно хранила их для своих детей.

Вайнахские женщины и дети для защиты от злого духа носили на шее амулет – хIайкал. Это был листок бумаги, на котором был выписан стих из Корана, сложенный треугольником, затем зашитый в кожу. Носили его на шее.

Итак, можно сказать, что вайнахи с древнейших времен ценили и культивировали украшения. Они носили их с повседневной, выходной и торжественной одежной. Сохранили они эту традицию и в наши дни. Только число украшений уменьшилось, но зато появились новые, более развитые формы. Украшения вайнахских женщин были как местного изготовления, так и завозными из соседних и отдаленных районов, с которыми их издавна связывали добрососедские отношения.

0

3

женские украшения
http://n.foto.radikal.ru/0705/77/307c6c9fbe22.jpg

0

4

http://n.foto.radikal.ru/0705/ee/2a97bd1ca486.jpg

0

5

http://n.foto.radikal.ru/0705/23/e3d6f09ec2aa.jpg

0

6

Адат в современной Чечне
Адат – от арабского «обычай» - обычное право у мусульман в отличие от духовного права – шариата. Нормы адата складывались в условиях господства родоплеменных отношений (кровная месть, побратимство и др.) Адат регулировал жизнь общины и брачно-семейные отношения. Этот  свод этических  норм, традиций и правил поведения – с глубокой древности был одной из специфических форм организации общественной жизни в Чечне.

О роли адата в жизни современной Чечни рассказал чеченский ученый-этнограф Саид-Магомед Хасиев в статье, опубликованной в газете для чеченской диаспоры «Даймехкан аз» («Голос Отчизны»). С-М. Хасиев пишет:«Есть адаты, возвышающие достоинство человека, помогающие ему стать лучше. Им противостоят адаты, которые чеченцы называют горско-языческими (ламкерстами). Их не придерживается основная часть общества. Вот пример, связанный с народной легендой. Как-то абрек (разбойник, народный заступник) Зелимхан встретил на горной дороге женщину, охваченную горем. Знаменитый абрек спросил, что случилось. «У меня отобрали младенца»,- ответила женщина. Зелимхан пустился на розыски и вскоре увидел двух мужчин, которые несли в полах черкески ребенка. Абрек долго просил миром вернуть ребенка матери, заклинал богом, родителями, предками, но безрезультатно. А когда он перешел к угрозам, мужчины зарубили младенца кинжалами. За это Зелимхан убил их. – По чеченским адатам нельзя поднять руку не только на младенца, но и на подростка, не достигшего совершеннолетия, на женщину, на старика пенсионного возраста. Они даже в круг мести не входят. Однако те, кто следует горско-языческим адатам, могут во имя мести даже женщину убить.

Другой пример связан с народной традицией. Речь идет о конокраде, который погиб, упав с украденного коня. Горско-языческие нравы предписывают владельцу коня быть ответственным за эту смерть. Но настоящие адаты подчеркивают прямую вину самого погибшего: человек посягнул на чужое, и поэтому его родичи обязаны не только вернуть коня, но и сделать его владельцу подарок в знак извинения.

Примеры из общественно-бытового уклада. Адаты обязывают человека отвечать за порядок в местности, где он живет. Один центр его жизни - дом (очаг), другой – общественный центр поселения (майдан, площадь). Если на площади происходит, например, драка, то компенсация за ущерб (материальный или физический) будет взиматься тем бо́льшая,  чем дальше от места драки расположен  очаг участника беспорядков.Адаты предусматривают также не одинаковую компенсацию за одинаковую рану на правой и на левой стороне тела.

По требованиям адата, молодой человек, умыкнувший девушку без ее согласия, обязан спросить, есть ли у нее парень, за которого она хотела бы выйти замуж. Если они отвечает, что есть, то похититель посылает тому человеку весть: я взял тебе невесту. Таким образом, он становился посредником, другом жениха. Иногда между враждовавшими семьями через такой поступок достигалось примирение, устанавливались родственные связи.

В чеченском обществе сейчас есть люди, которые соблюдают нормы традиционного адата, есть и те, кто следует горско-языческим нравам. Таким присущи воровство, кичливость, нахрапистость, стремление использовать силу. Они могут украсть девушку, надругаться над ней, убить».

С-М. Хасиев считает, что сейчас в Чечне надо всемерно популяризировать традиционные адаты, строго подчеркивая их отличие от горско-языческих нравов. Это – путь к восстановлению нравственно-этических норм в обществе.

«Восстановление начнется только тогда, - пишет С-М. Хасиев, - когда каждый научится спрашивать себя: что я сделал сегодня хорошего, доброго, полезного? Согласно древнему чеченскому поверью, каждый день человеку дается шанс девять раз сделать добро и девять раз сотворить зло. Не наступи в дороге даже на жучка, удержись от плохого слова, отгони от себя плохую мысль  - на этом пути можно творить добро. На этом пути формируется здоровая нравственно-этическая атмосфера общества».

0


Вы здесь » ЧЕРНОРЕЧЕНЦЫ » Религия » Адаты